Международная научно-практическая конференция «Управление через право» на тему «Разрешительная деятельность в механизме государственного управления»

02.03.2022

2 марта 2022 г. в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (далее – Институт) состоялась Международная научно-практическая  конференция «Управление через право» на тему «Разрешительная деятельность в механизме государственного управления».

Конференция прошла в смешанном формате и привлекла значительное  внимание научного сообщества, представителей органов исполнительной власти и общественных организаций. В мероприятиях Международной конференции приняли участие более 100 человек не только из России, но и из Казахстана, Армении, Беларуси и других стран.

Пленарное заседание открыл заместитель директора Института С.А. Синицын. В своем приветственном слове он отметил значение конференции в подготовке к столетнему юбилею Института, а также подчеркнул важность и многогранность заявленной темы.   Настоящая конференция продолжает цикл конференций Института, посвященных  регуляторной политике российского государства, проводимой реформе «регуляторной гильотины», связанной с обязательными требованиями, трансформацией правового регулирования государственного контроля (надзора), муниципального контроля.  С.А. Синицын отметил, что реализация и становление регуляторной политики невозможны без модернизации подходов к осуществлению разрешительной деятельности, которая в наибольшей степени требует соблюдения баланса публичных и частных интересов.

На фото: Синицын Сергей Андреевич

С.А. Синицын подчеркнул роль  Института в формировании научных теорий и концепций, легших в основу  реформирования механизма властного воздействия на экономические отношения и процессы, в том числе и в сфере разрешительной деятельности. Плодотворное сотрудничество Института с федеральными органами исполнительной власти в формировании и реализации государственной политики в отдельных сферах многократно отмечалось правительственными наградами и грамотами. Был оглашен приказ Главного управления специальных программ Президента РФ о награждении медалью «За содействие в обеспечении специальных программ» ведущего научного сотрудника отдела административного законодательства и процесса Института В.И. Кузнецова за заслуги в решении задач, возложенных на Главное управление специальных программ Президента РФ, а также за значительные успехи в этой сфере.

На фото: Поздравление ведущего научного сотрудника  отдела административного законодательства и процесса Института Кузнецова Владимира Ивановича в связи с присвоением медали Главного управления специальных программ Президента РФ «За содействие в обеспечении специальных программ»

В адрес конференции поступило приветствие статс-секретаря – заместителя Министра экономического развития Российской Федерации А.И. Херсонцева.

 С приветственным словом к участникам конференции  обратились статс-секретарь – статс-секретарь – заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации А.В. Дронова и директор правового департамента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий С.П. Яковлев.

На фото:  Дронова Александра Викторовна

На фото: Яковлев Сергей Петрович

Рабочая часть конференции была открыта докладом проректора Университета прокуратуры Российской Федерации, доктором юридических наук, доцентом Н.В. Субановой на тему «Законность в сфере функционирования разрешительной системы», в котором были охарактеризованы основные грубые правонарушения, как со стороны органов государственной власти, осуществляющих функции по выдаче разрешений, так и субъектов предпринимательской деятельности, действующих на основании разрешений, а также сделаны прогнозы по  динамике законности в рассматриваемой сфере, учитывая методы профилактики, введенные   Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ  «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

На фото:  Субанова Наталья Викторовна

Доклад А.В. Вдовина, директора департамента государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулированиям Министерства экономического развития Российской Федерации, был посвящен  итогам  совершенствования законодательства в сфере лицензирования. В своем выступлении Александр Викторович  особое внимание уделил формированию реестровой модели в лицензионной сфере,  изменению лицензионных требований в рамках проведения «регуляторной гильотины» и применению цифровых технологий в сфере лицензирования. 

На фото: Вдовин Александр Викторович

В докладе  научного руководителя отдела экологического и аграрного законодательства Института, главного научного сотрудника, доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации  С.А. Боголюбова  на тему «Разрешительная система в охране окружающей среды – это уравновешивание экологии и экономики» было отмечено, что нарастающее глобальное и  региональное  изменение окружающей среды требует все большего вмешательства  государства в  осуществление экономической деятельности и ведет к наращиванию  лицензионной и иной разрешительной деятельности в сфере природопользования. Поиск баланса между введенным значительным количеством разрешений в сфере природопользования и охраны окружающей среды и реализацией принципа минимизации административных барьеров важное теоретическое направление исследования,   подчеркнул Боголюбов С.А.

На фото: Боголюбов Сергей Александрович

Главный научный сотрудник Института, доктор юридических наук, профессор С.М. Зырянов выступил с докладом на тему «Функции разрешительной деятельности». В докладе С.М. Зырянов обратил внимание на тот факт, что разрешительная деятельность, сочетающая в себе  предварительный, текущий и последующий контроль, является ключевым элементом стратегии государственного регулирования.  Сергей Михайлович отметил, что функции разрешительной деятельности  основываются на целях государственной регуляторной стратегии, и привел их классификацию. 

На фото: Зырянов Сергей Михайлович

Доклад  на тему «Определение границ разрешительной деятельности» был представлен заместителем  заведующего отделом административного законодательства и процесса Института, доктором юридических наук, доцентом Л.К. Терещенко. Рассмотрев различные модели регулирования отдельных видов деятельности, Терещенко Л.К.  обозначила факторы, влияющие на определение границ разрешительной деятельности.

На фото: Терещенко Людмила Константиновна

Заведующий отделом социального законодательства, кандидат юридических наук Н.В. Путило выступила с докладом на тему «Регуляторная гильотина в образовании: подводя итог». В докладе освещены проблемы  систематизации обязательных требований в сфере образования в результате проведения «регуляторной гильотины».  Рассматривая  вопросы разрешительной деятельности  в сфере образования, Н.В. Путило подчеркнула особый характер образовательной деятельности, целей ее осуществления, соотношение с предпринимательской деятельностью – это должно быть учтено при модернизации разрешительной деятельности в этой сфере.

На фото: Путило Наталья Васильевна

В завершение пленарного заседания участникам конференции была презентована подготовленная сотрудниками Института монография «Регуляторная политика Российской Федерации: правовые проблемы формирования и реализации» (https://izak.ru/edition/books/).  Презентацию провел главный научный сотрудник отдела административного законодательства и процесса, доктор юридических наук, профессор,  С.М. Зырянов.

 Работа конференции продолжилась в рамках круглых столов, а также практикума для молодых ученых (аспирантов, магистрантов, студентов).     
        
Круглый стол «Разрешительный метод в государственном управлении: правовая природа разрешений», модераторами которого выступили главный научный сотрудник отдела административного законодательства и процесса Института, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации А.Ф. Ноздрачёв и заведующий отделом административного законодательства и процесса Института, доктор юридических наук, доцент А.С. Емельянов, был посвящен  теоретическим вопросам  разрешительного метода в государственном управлении.

На фото: Ноздрачёв Александр Филиппович

Открывая заседание круглого стола А.Ф. Ноздрачёв, главный научный сотрудник отдела административного законодательства и процесса Института, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации выступил с докладом о научных основах проекта закона о разрешительной деятельности.

А.А. Гришковец, ведущий научный сотрудник сектора административного права и административного процесса Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор, в своем выступлении рассмотрел разрешительные правоотношения как вид полицейских отношений.

Доцент кафедры административного и муниципального права Саратовской государственной юридической академии, кандидат юридических наук Д.В. Абакумов осветил вопросы разрешительной деятельности на государственной службе.

На фото: Штатина Марина Анатольевна

М.А. Штатина, доцент кафедры административного и финансового права юридического института Российского университета дружбы народов, кандидат юридических наук обозначила основные тенденции развития разрешительной системы в зарубежных странах.

На фото: Сарьян Вильям Карпович 

Научный консультант ФГУП НИИ Радио, доктор технических наук, профессор, академик Национальной академии наук Республики Армения – В.К. Сарьян представил предложения междисциплинарного коллектива по организации государственного регулирования при предоставлении массовому пользователю критически важных информационных услуг

С.В. Воронкова, научный сотрудник Научно-исследовательского института промышленной и морской медицины Федерального медико-биологического агентства, кандидат юридических наук, магистр общественного здравоохранения обозначила национальный и международный подходы к совершенствованию разрешительной деятельности в сфере мореплавания.

Доцент кафедры административного и информационного права РАНХиГС, кандидат юридических наук, доцент Ю.М. Буравлев осветил вопросы разрешительной деятельности в области обеспечения транспортной безопасности.

В.Е. Морозов, старший преподаватель кафедры «Государственно-правовые дисциплины» Тихоокеанского государственного университета представил административно-правовую концепцию управления рисками в разрешительной деятельности федеральных органов исполнительной власти.

На фото: Морозов Виталий Евгеньевич

И.о. заведующего сектором информационного права и международной информационной безопасности ИГП РАН, главный научный сотрудник, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации Т.А. Полякова, совместно с научным сотрудником сектора информационного права и международной информационной безопасности ИГП РАН кандидатом юридических наук И.С. Бойченко осветили проблемные аспекты правового обеспечения электронного взаимодействия органов публичной власти.

На фото: Юдкин Артем Владимирович

А.В. Юдкин, директор АНО ДПО «Национальный центр повышения квалификации и компетенций» обозначил возможности формирования единого механизма «регуляторной гильотины».

Ведущий научный сотрудник отдела административного законодательства и процесса Института, доктор юридических наук, доцент, член рабочей группы «Связь и информационные технологии» подкомиссии по реализации механизма «регуляторной гильотины» Правительственной комиссии по административной реформе А.А. Ефремов представил разрешительную деятельность в сфере связи в фокусе рабочей группы по реализации механизма «регуляторной гильотины».

На фото: Карицкая Анастасия Андреевна

А.А. Карицкая, аспирант Санкт-Петербургского государственного университета обозначила проблемы соотношения реформированного законодательства о контрольно-надзорной деятельности и порядка лицензионного контроля.

В работе круглого стола приняли участие сотрудники и аспиранты Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, представители Института государства и права РАН, Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина, Российского университета дружбы народов,  Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Саратовской государственной юридической академии, Пензенского государственного университета, научно-исследовательского института промышленной и морской медицины Федерального медико-биологического агентства, Санкт-Петербургского государственного университета, Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Тихоокеанского государственного университета,   Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС, ФГУП НИИ Радио, Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова, Академии управления МВД России, Московского экономического института,  Уральского государственного юридического университета, Всероссийского государственного университета юстиции, Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России,  Национального центра повышения квалификации и компетенций, Новосибирского государственного университета экономики и управления и др.

В рамках круглого стола «Разрешительная деятельность в социальной сфере» обсуждались вопросы эффективности государственного управления в образовании, здравоохранении, социальном обеспечении.

Во вступительном слове модератор круглого стола Н.В. Путило продолжила тему, обозначенную на пленарном заседании о предварительных итогах «регуляторной гильотины» в образовании и остановилась на особенностях лицензирования и аккредитации образовательной деятельности и основных направлениях их совершенствования.

В докладе заместителя заведующего отделом социального законодательства Института, кандидата юридических наук, заслуженного юриста Российской Федерации, сомодератора круглого стола Н.С. Волковой на тему «Государственное управление в социальной сфере: тенденции развития» были освещены теоретические подходы к понятию такого системного феномена, как «социальная сфера». В докладе были проанализированы особенности государственного управления социальной сферой, в том числе в контексте разрешительной деятельности. Н.С. Волкова констатировала, что сложились определенные регулятивные особенности социальной сферы, к которым можно отнести: весомую роль исполнительной власти в реализации механизма государственного управления социальной сферой; скоординированность деятельности Российской Федерации и ее субъектов по осуществлению полномочий в социальной сфере; административно-правовую ориентированность; постоянную модификацию регулятивных инструментов; поиск баланса между эффективным выполнением государством своей социальной функции, обеспечивающим достойный уровень жизни граждан, качественное удовлетворение основных социальных потребностей, и снижением социального бремени государства в период критических ситуаций.

В своем выступлении О.Ю. Еремина, старший научный сотрудник отдела социального законодательства Института, кандидат юридических наук «Трансформация разрешительной деятельности в сфере образования» проанализировала основные изменения разрешительных процедур в сфере образования. Отмечены особенности внедрения реестровой модели предоставления государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности, обозначен круг проблем в правоприменении аккредитационных показателей.

Д.А. Басангов, старший научный сотрудник отдела международного права Института, кандидат юридических наук представил тему: «Административно-правовые аспекты защиты геномной информации». В своем вступлении им было отмечено, что защита геномной информации является одной из серьезных задач современного технологического общества. В докладе им было обозначены правовые проблемы обеспечения безопасности геномной информации как в современном российском правовом регулировании, так и на международном уровне.
Старший научный сотрудник отдела социального законодательства Института, кандидат юридических наук Ф.В. Цомартова в своем выступлении «Обязательные требования в сфере обращения донорской крови и ее компонентов» остановилась на вопросах обязательных требований в сфере обращения донорской крови и ее компонентов, включая формирующийся  рынок плазмы крови для трансфузии. Докладчик обратила внимание на то, что модернизация системы обращения донорской крови и ее компонентов за счет ослабления регуляторной нагрузки на ее субъекты заключает в себе риски, связанные со снижением качества и безопасности медицинских услуг населению и, в конечном счете, уровня гарантий конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

М.А. Кушко, специалист первой категории отдела административного законодательства и процесса Института в докладе «Разрешительная деятельность в условиях новой коронавирусной инфекции» исследовала содержание, особенности и роль разрешительной деятельности в условиях пандемии. Было высказано предложение об определении в законодательстве о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера особенности деятельностей органов исполнительной власти, реализующих разрешительную систему, в условиях действия режима повышенной готовности и чрезвычайных ситуаций.

Н.М. Хромова, научный сотрудник отдела социального законодательства Института в своем докладе «Особенности разрешительной деятельности органов УФСИН России в области санитарно-эпидемиологического надзора» обозначила проблемы, возникающие при обеспечении санитарно-эпидемиологического контроля в учреждениях, исполняющих уголовные наказания. В выступлении были отмечены ряд проблем как организационного, так и правового характера.

В.В. Кротов (аспирант Института) представил доклад «Пределы регулирования правом категории «достоинство личности» в котором предложил понимать под пределами правового регулирования границы государственно-властного вмешательства в систему общественных отношений. При таком подходе анализ вопросов, связанных с категорией «достоинство личности», невозможен без обращения к проблемам  самоопределения личности, коллективов, социальных групп и реакции со стороны права на интересы и потребности соответствующих социальных единиц.

Доклад Н.В. Антоновой, старшего научного сотрудника Института, кандидата юридических наук «Качество жизни российских граждан: проблемы формирования социальных стандартов и нормативов» был посвящен качеству жизни российских граждан и необходимости определения целевых нормативов и социальных стандартов. В своем выступлении она акцентировано внимание на вопросах отсутствия единых стандартов социального обеспечения в российском законодательстве и применения различных базовых величин по отдельным видам социальных выплат, которые нуждаются в качественном пересмотре в соответствии с целями социального развития Российской Федерации.
Подводя итоги обсуждения, в котором активное участие приняли представители медицинских учреждений пенитенциарной системы, доктор юридических наук, доцент, профессор департамента международного и публичного права юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации О.Н. Петюкова обратила внимание на цели реформы контрольно-надзорной деятельности, среди которых первостепенное значение принадлежит снижению административной нагрузки на бизнес, на значение такого явления как социальное предпринимательство.

Модераторами круглого стола «Оптимизация разрешительной деятельности в сфере охраны окружающей среды и природопользования: проблемы и решения» выступили  научный руководитель отдела экологического и аграрного законодательства Института, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации С.А. Боголюбов; ведущий научный сотрудник отдела экологического и аграрного законодательства Института, кандидат юридических наук Е.Л. Минина; доцент кафедры земельного права и государственной регистрации недвижимости факультета управления территориями МИИГАиК Е.В. Марьин.

На фото: Евгений Марьин

В рамках научного мероприятия были обсуждены такие вопросы, как: система природоохранных нормативов и выдача разрешений на негативное воздействие на окружающую среду; опыт регулирования разрешительной деятельности в области охраны окружающей среды и природопользования в зарубежных странах; государственная экологическая экспертиза как инструмент разрешительной системы; разрешительные документы в области обращения с отходами; проблема обеспечения баланса публичных и частных интересов при установлении разрешительных режимов в природопользовании; практика применения законодательства об использовании земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на основании разрешения; правовая природа решения о предоставлении водного объекта в пользование; разрешительный порядок использования объектов животного мира; совершенствование правового регулирования охоты и рыболовства и другие. 

На фото: Минина Елена Леонидовна

В работе Круглого стола приняли участие сотрудники Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Государственного университета по землеустройству, Петрозаводского государственного университета, Саратовской государственной юридической академии, Уральского государственного юридического университета В.Ф. Яковлева, Российского государственного аграрного университета – МСХА имени К.А. Тимирязева, Управления оформления и изменения лицензий на пользование недрами  ФГКУ «Росгеолэкспертиза» и аспиранты.

На фото: Татьяна Владимировна Волкова

В рамках круглого стола «Уголовно-правовые риски разрешительной деятельности»,  модераторами котороговыступили главный научный сотрудник центра уголовного, уголовно-процессуального законодательства и судебной практики Института, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель наук Российской Федерации О.А. Зайцев, заведующий центром уголовного, уголовно-процессуального законодательства и судебной практики Института, доктор юридических наук, доцент С.Л. Нудель и заместитель Председателя Следственного комитета Российской Федерации, ведущий научный сотрудник центра уголовного, уголовно-процессуального законодательства и судебной практики Института, профессор А.В. Федоров,  были рассмотрены дискуссионные проблемы, связанные с профилактикой и пресечением преступлений в указанной сфере деятельности, а также такие вопросы, как: эффективность разрешительной системы в контексте профилактики преступлений, дефекты уголовного законодательства в обеспечении промышленной, технологической и энергетической безопасности, роль разрешительной системы в противодействии преступлениями против общественной безопасности и общественного порядка и др.

Профессор кафедры предварительного расследования Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук П.В. Фадеев в своем докладе проанализировал возможности участия частного детектива в уголовном судопроизводстве.
Об уголовно-правовых рисках, сопряженных с разрешительной деятельностью в бизнесе, доложила Е.В. Авдеева, руководитель Экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов Экспертной палаты Общероссийской общественной организации «Деловая Россия».

С.В. Маликов, профессор кафедры уголовного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), ведущий научный сотрудник центра уголовного, уголовно-процессуального законодательства и судебной практики Института, доктор юридических наук выступил с докладом о новых угрозах безопасности транспорта в связи с цифровизацией.

В своем докладе О.А. Зайцев проанализировал уголовно-правовые риски лицензионно-разрешительной деятельности в области образования, а С.Л. Нудель рассмотрел проблемы законодательной регламентации в рамках уголовно-правовой охраны порядка управления.
Аспирант Института А.В. Севостьянова представила доклад на тему «Защита имущественных прав личности при применении обеспечительных мер в уголовном судопроизводстве: риски и угрозы».

В рамках круглого стола также были заслушаны следующие доклады: «Наличие разрешений как условие законности деятельности субъектов топливно-энергетического комплекса» (Горенская Е.В., старший научный сотрудник центра уголовного, уголовно-процессуального законодательства и судебной практики Института, кандидат юридических наук, доцент); «Уголовно-правовая охрана разрешительных отношений в сфере предпринимательства» (Денисов Н.Л., старший научный сотрудник центра уголовного, уголовно-процессуального законодательства и судебной практики Института, кандидат юридических наук, доцент); «Противодействие незаконной фармацевтической деятельности» (Болт Ю.А., старший научный сотрудник 1 отдела НИЦ № 3 ВНИИ МВД России); «Уголовная ответственность за экологические преступления: проблемы правоприменения» (Макарова О.В., ведущий научный сотрудник центра уголовного, уголовно-процессуального законодательства и судебной практики Института, кандидат юридических наук); «Обеспечение баланса интересов в правоотношениях, возникающих при исполнении уголовных наказаний» (Овчинников С.Н., ведущий научный сотрудник отдела методологии противодействия коррупции, кандидат социологических наук); «Противодействие преступлениям в цифровой сфере посредством механизмов государственного контроля» (Русскевич Е.А., профессор кафедры уголовного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук); «Уголовно-правовая охрана персональных данных как информации ограниченного доступа: тенденции модернизации зарубежного законодательства» (Семыкина О.И., ведущий научный сотрудник центра уголовного, уголовно-процессуального законодательства и судебной практики Института, кандидат юридических наук); «Лицензирование деятельности криптобирж для целей противодействия легализации (отмыванию) денежных средств» (Печегин Д.А., старший научный сотрудник центра уголовного, уголовно-процессуального законодательства и судебной практики Института, кандидат юридических наук); «Категория «разрешение» и уголовный закон» (Ямашева Е.В., научный сотрудник центра уголовного, уголовно-процессуального законодательства и судебной практики Института) и др.

В работе круглого стола приняли участие сотрудники и аспиранты Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, представители Академии управления МВД России, ВНИИ МВД России, Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России (МГИМО), Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина, Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования и др.

На круглом столе  «Судебная власть как гарант эффективного государственного управления» в качестве модераторов выступили: заведующий Центром судебного права Института, доктор юридических наук, профессор Н.С. Бондарь, главный научный сотрудник Центра судебного права Института, доктор юридических наук Х.И. Гаджиев, декан юридического факультета Воронежского государственного университета, заведующий кафедрой административного и административного процессуального права, доктор юридических наук, профессор Ю.Н.  Старилов.

Открыл круглый стол профессор Ю.Н. Старилов с докладом на тему «Судебная власть и государственное управление: взаимодействие, модернизация, проблемы развития законодательства», в рамках которого обозначил тесную связь административного судопроизводства и государственного управления, а также вытекающее их такого взаимодействия влияние административно-процессуальной формы на эффективность управления. В своем выступлении  Ю.Н. Старилов отметил высокую оценку научным сообществом инициативного законопроекта «О качестве государственного управления», разработанного группой ученых в 2020 году в РАНХиГС, особенно в части  вводимого им понятийно-категориального аппарата (в т.ч. «государственное управление», «государственная услуга», «административная процедура» и т.д.), что позволяет выстроить формально-определенные критерии оценки эффективности государственного управления и его качества. Ю.Н. Старилов указал, что благодаря деятельности судебной власти обеспечивается порядок государственного управления, в силу специфики функции судебного нормоконтроля.

Сомодератор круглого стола Х.И. Гаджиев выступил с докладом на тему «Судебная защита прав человека посредством определения пределов вмешательства публичной власти». В первую очередь докладчик со ссылкой на труды В.В. Лазарева обозначил, что под правом он понимает предел справедливости, а также свободу определенных ограничений. Указанные концепции, по замечанию Х.И. Гаджиева, постоянно развиваются, в зависимости от различных обстоятельств, и формируют контекст применения права, наполняя новым содержанием основополагающие права и свободы человека и гражданина. Правоприменитель должен исходить из необходимости поддержания определенности права, его предсказуемости. Но также на нем лежит бремя определения пропорциональных мер государственного принуждения, с учетом обстоятельств конкретного дела. По этой причине эволюция современного права происходит во многом благодаря деятельности судей, устанавливающих содержание прав и обязанностей в зависимости от контекста применения права.

Заведующий кафедрой теории и истории государства и права, конституционного права Новосибирского государственного университета, доктор юридических наук, профессор И.А. Кравец выступил с докладом на тему «Право на Good Governance для российского и судебного конституционализма: перспективы конституционализации и доктринального инкорпорирования в государственное управление». Определяя качества хорошего государственного управления, докладчик указал, что европейская концепция good governance тесно связана с отечественной, преимущественно конституционно-правовой, концепцией общего блага. Данная концепция основана во многом на морально-этических детерминантах, заключающихся в содействии государственных органов росту различных благ, а также в установлении формы управления, позволяющей гражданам принимать участие в управленческих процедурах. При этом основанием для оценки государственного управления является общественное признание.

Доцент Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, кандидат юридических наук Н.С. Малютин посвятил свой доклад теме «Эффективное государственное управление в сфере правосудия: постановка проблемы». Докладчик отметил, что имеется два базовых направления исследования данной тематики: 1) внешнее управление в этой сфере, осуществляемое посредством применения конституционно-правовых стандартов; 2) внутреннее управление, осуществляемое двумя основными субъектами: органами судейского сообщества и внутренними структурными подразделениями судов, включая председателя, судебные коллегии и т.д. Что касается вызовов эффективности управления в сфере правосудия, которые на сегодняшний день наиболее актуальны, Н.С. Малютин отметил «приватизацию» правосудия и его цифровизацию. Докладчик полагает, что распространение юрисдикции негосударственных судебных органов может повысить уровень доверия граждан к суду. Вместе с тем аналогичной цели служит перевод судебных процедур в цифровую форму, поскольку благодаря нему повышается уровень открытости судебной системы и правовая определенность.

Научный сотрудник Института, кандидат юридических наук Е.А. Фокин выступил с докладом на тему «Является ли правосудие видом правоохранительной деятельности?». В своем выступлении докладчик высказал мнение о том, что правосудие видом правоохранительной деятельности не является. Несмотря на то что оба рассматриваемых вида деятельности представляют собой деятельность государственную, правоохранительная деятельность осуществляется только органами исполнительной власти, либо централизованными органами, в то время как правосудие – только судом. Также правоохранительные органы, в отличие от судов, уполномочены инициировать рассмотрение дела, в то время как суды рассматривают поступившие в их адрес заявления, но сами возбуждать производство не уполномочены. Кроме того, судебные органы не осуществляют применения принуждения самостоятельно – только посредством правоохранительных органов, представленных органами исполнительной власти. Также только суд уполномочен окончательно разрешить конфликт сторон. Правосудие имеет собственную, свойственную только ему процессуальную форму, и наделено по отношению к правоохранительным органам контрольными функциями. В завершение докладчик заметил, что на суды не может быть возложена функция борьбы с преступностью.

Главный научный сотрудник центра судебного права Института, доктор юридических наук, профессор О.А. Степанов выступил с докладом на тему «Судебная деятельность как институциональная составляющая механизма эффективно действующего государства». Затрагивая вопрос эффективности управления по отношению к государству, докладчик отметил, что она может определяться степенью пользы для общества посредством использования правовых стимулов и правовых ограничений. Достижение баланса в отношениях личности и государства, по замечанию. О.А. Степанова, может достигаться через «солидаристическую модель» взаимодействия, в рамках которой государство не вправе нарушать им же принятые на себя обязательства, по отношению к личности, а личность не в праве пренебрегать интересами общества, которые охраняет государство.

Доцент кафедры правового обеспечения государственного управления и национальной безопасности Уральского института управления (филиала) РАНХиГС, председатель Уставного суда Свердловской области, кандидат юридических наук, доцент В.Ю. Пантелеев выступил с докладом «Защита прав человека как определяющая основа функционирования судебной власти в системе государственного управления», в рамках которого рассмотрел отдельные вопросы судебной практики, свидетельствующие о потребности в совершенствовании механизмов судебной защиты интересов граждан, в особенности, в их взаимоотношениях с банковскими и иными кредитными организациями, организациями управления многоквартирными домами, а также с органами публичной власти по делам о компенсации ущерба. В ходе состоявшейся дискуссии в связи с выступлением В.Ю. Пантелеева он также указал, что в рамках судебной деятельности уровень защиты прав человека во многом определяется также правосознанием и правопониманием каждого конкретного судьи.

Старший научный сотрудник центра судебного права Института, кандидат юридических наук С.А. Грачева выступила с докладом «Контроль регламентарной власти и значение его судебных гарантий», в рамках которого сделала акцент на обосновании судебного контроля как опосредующей охранительной функции права, нацеленной на определение и сохранение целостности правового регулирования. Такой подход, заметила С.А. Грачева, продолжает требовать законодательной проработки при сопоставительном внимании к характеристикам конституционного и административного судебного нормоконтроля, особенно в условиях возникающих чрезвычайных рисков, сопряженных с активной регламентарной деятельности и расширяющейся в связи с этим сферой судебно-обеспечительного внимания.

Старший преподаватель Московского международного университета, аспирант Института А.В. Петрякова в докладе «О специализации в судебной деятельности (на примере специализированных следственных судей)» отметила, что фактически специализация судей существует, в особенности, в судах общей юрисдикции. Докладчик отметила, что в науке высказываются обоснованные предложения о том, что процесс судебной специализации должен носить формально определенный характер. Также А.В. Петрякова указала, что специализация на сегодняшний день не распространяется во многом по причине споров по поводу института следственных судей. Вопрос о внедрении подобных судей детально проработан с точки зрения уголовного процесса, но нуждается в дополнительном обосновании с позиций судебного права.

Продолжила тему специализации судов аспирант кафедры административного и административного процессуального права юридического факультета Воронежского государственного университета Е.А. Титова в докладе «Административное судопроизводство в Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и его значение в контексте надлежащей реализации принципа независимости судебной власти», в рамках которого отметила, что в науке существуют обоснованные предложения о создании специализированных дисциплинарных судов. Вместе с тем, по замечанию докладчика, допустимо также рассмотреть возможность рассмотрения дел о применении к судьям мер дисциплинарной ответственности дисциплинарной коллегией Верховного Суда Российской Федерации, за исключением тех дел, по которым соответствующей компетенцией обладает только Совет Федерации.


Сомодератор круглого стола Н.С. Бондарь выступил с заключительным докладом на тему «Судебный нормоконтроль в системе государственного управления: соотношение конституционных и административных начал», отметив, что в основе взаимодействия конституционного и административного нормоконтроля лежит принцип единства и непротиворечивости правопорядка. Такое единство должно обеспечиваться ориентацией на два уровня координат: по вертикали и по горизонтали. Вертикальное взаимодействие осуществляется путем построения иерархии в вопросах судебного нормоконтроля. Так, в частности, Конституционный Суд Российской Федерации является высшим органом конституционного нормоконтроля. Горизонтальное взаимодействие – это разграничение нормоконтрольных полномочий между соответствующими судебными органами как носителями, с одной стороны, конституционного, с другой стороны, административного нормоконтроля. Также Н.С. Бондарь отметил, что единство и разграничение конституционно-административного нормоконтроля приводит в определенной мере к такому явлению, как «административизация конституционного правосудия».

Поиск оптимальной модели регулирования разрешительной деятельности в Российской Федерации, стал предметом  практикума для молодых ученых (аспирантов, магистрантов, студентов) «Модернизация разрешительной системы России: выбор пути», модератором которого выступила А.В. Калмыкова, ведущий научный сотрудник отдела административного законодательства и процесса Института, кандидат юридических наук.

Открывая практикум, Анастасия Валентиновна,  отметила, что в Российской Федерации на сегодняшний день существует от 300 до 600 разрешений, как на федеральном, так и на уровне субъектов РФ, обладающих различной природой. Столь обширный нормативный массив, подлежит ревизии, упорядочиванию и систематизации государственными органами, в связи с этим, Анастасия Валентиновна, обратила внимание молодых ученых на проект Федерального закона «Об основах разрешительной деятельности в Российской Федерации» (подготовлен Минэкономразвития России).  Подводя итог сказанному, Анастасия Валентиновна отметила, что, несмотря на прикладной характер обсуждаемой темы, у нее существует большая научная нагрузка, которую и предлагается обсудить в рамках практикума. 

В рамках научной дискуссии, с репликой выступила А.В. Петрякова – судья в почетной отставке, старший преподаватель Московского международного университета, в которой отметила, что при избыточности государственного регулирования идея «все, что не запрещено, разрешено» рискует превратиться во «все запрещено, а чтобы было разрешено, нужно получить разрешение». Также она указала на недостаточность правового регулирования процесса рассмотрения дел об административных правонарушениях в отношении граждан, что осложняет защиту ими своих прав. Для малоимущих граждан, привлекаемых к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или лицензирования, возможно, следует предусмотреть предоставление бесплатной юридической помощи. 

В практикуме приняли участие более 20 студентов московских ВУЗов.

Результатом научной работы участников практикума, стало принятие решения продолжить изучение обсуждаемой проблематики в рамках самостоятельного научно-интерактивного мероприятия Института для молодых ученых.

Контактная информация

Здание на ст. м. «Чистые Пруды» 107078 Москва,
Б. Харитоньевский пер., д. 22-24, стр. 1А, 1БВ

Здание на ст. м. «Академическая» 117218 Москва,
ул. Б.Черемушкинская, д.34

+7 (495) 719-70-00

+7 (499) 724-11-59


Вход

Забыли пароль?