Правительство РФ
Исполнители: заместитель заведующего отделом административного законодательства и процесса ИЗиСП, д-р юрид. наук, Заслуженный юрист Российской Федерации Л.К. Терещенко; старший научный сотрудник отдела административного законодательства и процесса ИЗиСП А.В. Калмыкова.
Основные результаты:
С 1 января 2016 г. вступили в силу положения Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Указанным постановлением установлены ограничения на допуск программ для ЭВМ и баз данных, реализуемых независимо от вида договора – на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое ПО и прав использования такого ПО, в целях осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Российским будет признаваться ПО, сведения о котором внесены в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных.
Заказчики обязаны ограничить закупки российским ПО, за исключением двух следующих случаев:
а) если в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) если программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Заказчики, которые хотят воспользоваться исключениями из установленных ограничений, должны размещать в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) обоснование невозможности их соблюсти. Порядок подготовки, размещения названного обоснования, требования к его содержанию в отношении ПО утверждены Правительством РФ (постановлением № 1236).
Отсутствие ПО в едином реестре российских программ для ЭВМ и баз данных можно проверить на официальном сайте оператора реестра в сети «Интернет» reestr.minsvyaz.ru (реестр.минсвязь.рф).
Обоснование в обязательном порядке должно включать сведения:
а) наличие обстоятельств, указанных выше (пп. а) и б);
б) класс ПО, которому должно соответствовать ПО, являющееся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам ПО, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса, которому должно соответствовать ПО;
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым ПО, сведения о котором включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к ПО, являющемуся объектом закупки, по каждому ПО (с указанием названия ПО), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу ПО, что и ПО, являющееся объектом закупки (данные сведения обязательны только для закупки, если ПО, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу ПО, что и ПО, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке ПО).
Обоснование утверждается заказчиком по состоянию на дату размещения извещения об осуществлении закупки в единой информационной системе в сфере закупок.
Положения Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 применяются при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд, т.е. установленные им ограничения распространяются на закупки, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Именно на указанный закон содержится ссылка в преамбуле рассматриваемого постановления Правительства РФ.
Алгоритм действий государственного заказчика, планирующего осуществить закупки иностранного программного обеспечения.
Государственные заказчики, к которым относятся государственные и муниципальные органы, корпорации «Росатом» и «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казённые и бюджетные учреждения, осуществляющие закупки в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с 1 января 2016 года должны соблюдать ограничения, установленные постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Требования постановления Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 не распространяются на:
- осуществление закупок программного обеспечения и (или) прав на него дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, торговыми представительствами Российской Федерации при международных организациях для обеспечения своей деятельности на территории иностранного государства;
- осуществление закупок программного обеспечения и (или) прав на него, сведения о котором и (или) о закупке которого составляют государственную тайну.
В остальных случаях заказчик должен соблюдать ограничения, установленные постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236. В этих целях необходимо:
1) выяснить наличие или отсутствие российского ПО, включенного в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, ведение которого возложено на Минкомсвязь России (reestr.minsvyaz.ru), соответствующего тому же классу ПО, что и ПО, планируемое к закупке. Для этого необходимо использовать Классификатор программ для ЭВМ и баз данных, утвержденный приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.12.2015 № 621. Заказчик не имеет права приобретать без специального обоснования программные продукты, аналоги которых есть в реестре. В соответствии с ОКПД2 к установленным ограничениям относятся следующие позиции: коды 58.29.11.000; 58.29.12.000; 58.29.13.000; 58.29.14.000; 58.29.21.000; 58.29.29.000; 58.29.31.000; 58.29.32.000; 58.29.40.000; 58.29.50.000; 62.01.29.000; 63.11.13.000;
2) если реестр содержит сведения об одном или нескольких программных продуктах по соответствующему классу, заказчик должен определить путем сравнения, соответствуют ли они характеристикам, которые отвечают требованиям заказчика и описанию объекта закупки. Для этого следует определить требуемые функциональные, технические и эксплуатационные характеристики ПО и сравнить их с аналогичными характеристиками ПО, сведения о котором размещены в реестре. При недостаточности информации о ПО, включенном в реестр, возможно запросить правообладателя о дополнительных сведениях относительно ПО;
3) на основе проведенного сравнения принять решение о приобретении российского программного продукта, включенного в реестр, или решение о приобретении ПО, не входящего в реестр, для чего необходимо обосновывать закупку такого ПО. Решение о приобретении ПО, не входящего в реестр, принимается при отсутствии российского ПО или его несоответствии установленным заказчиком требованиям по функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам ПО;
4) для приобретения ПО, не входящего в реестр, необходимо подготовить обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Обоснование должно быть утверждено по состоянию непосредственно на день размещения извещения об осуществлении закупки; Обоснование должно содержать сведения о причинах, по которым невозможно соблюдение запрета; класс программного обеспечения, которому должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки; требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком с указанием класса, которому должно соответствовать программное обеспечение; функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики, в том числе количественные, по которым программные продукты из реестра не соответствуют установленным заказчиком требованиям к программному продукту, являющемуся объектом закупки, по каждому программному продукту из реестра с указанием его названия в случаях, если такое ПО включено в реестр;
5) разместить обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд на сайте www.zakupki.gov.ru одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки и иной документацией о закупке.