16-17 июня 2017 г. прошла 111-я пленарная сессия Европейской комиссии за демократию через право
16.06.2017
15 – 17 июня 2017 г. в Венеции состоялось заседание Расширенного бюро, Научного совета, подкомиссий и Пленарной сессии Венецианской Комиссии Совета Европы (далее – ВК). В их работе приняли участие представитель от Российской Федерации в Венецианской Комиссии, директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации академик РАН Т. Я. Хабриева и заместитель представителя от Российской Федерации в Венецианской Комиссии, д.ю.н., заведующий Центром правовых проблем интеграции и международного сотрудничества ИЗиСП А.И. Ковлер.
На заседании Расширенного бюро ВК председатель ВК Дж. Букиккио информировал о подписании в Санкт–Петербурге 16 мая 2017 г. соглашения о сотрудничестве с Парламентской Ассамблеей государств–участников СНГ.
Научный совет ВК на совместном заседании с подкомиссией по правам человека рассмотрел инициативу по подготовке «Венецианских принципов» работы омбудсменов ввиду «участившихся случаев лишения их неприкосновенности, отзыва парламентом и препятствий, чинимых исполнительными органами власти». Российский представитель предложила дать в будущем документе спецификацию функций различных омбудсменов, а также рекомендовать государствам определить их конституционный статус. Была сформирована инициативная группа из членов ВК, в прошлом являвшихся омбудсменами в своих странах (Люксембург, Дания, Албания).
Особое внимание Комиссия уделила вопросам принятия двух заключений: - по предложению Президента Молдовы расширить президентские полномочия по роспуску парламента (ввиду проведения в сентябре 2017 референдума по этому вопросу); - по закону Венгрии о прозрачности организаций, получающих иностранное финансирование (закон был принят 13 июня, не дожидаясь Заключения ВК).
Обсуждение проекта Заключения по предложенным президентом Молдовы поправкам к Конституции, касающимся расширения полномочий президента по роспуску парламента, проходило достаточно жестко. Ряд выступавших (Бартоле – Италия, Бацкевич – Сербия, Аливизатос – Кипр) отмечали политический характер противостояния парламента и президента в Молдове и настаивали на более осторожных оценках ВК, чем предложенные основными докладчиками. В этом же направлении шли замечания российских представителей.
Несмотря на то, что ряд формулировок Заключения был смягчен, в целом мнение Комиссии носит отрицательный характер. Основное положение заключения сводится к тому, что избрание президента всеобщим голосованием не дает ему широких полномочий по роспуску парламента без достаточных оснований, предусмотренных Конституцией. По заключению Комиссии предложения президента должны быть согласованы с логикой Конституции и с практиками других европейских демократий. Кроме того, новые полномочия президента, связанные с роспуском парламента (в случае их одобрения и утверждения в рамках конституционной процедуры) должны вступить в силу только с момента вступления в должность следующего президента (иными словами, не быть продиктованными политической конъюнктурой).
Обмен мнениями с министром юстиции Венгрии о заключении по проекту закона о прозрачности организаций, получающих иностранное финансирование, был довольно детальным и также напряженным. По новому закону подлежат регистрации в специальном реестре только пожертвования, превышающие 1 млн. форинтов (около 24000 евро); при этом, в отличие от российского закона, статуса «иностранных агентов» получатели не приобретают. Цель закона, по мнению властей Венгрии – создать заслон коррупции, отмыванию денег и финансированию террористических групп. Критика докладчиков и других выступающих сводилась к тому, что требования транспарентности касаются в законе только иностранных источников, в то время как влияние «национальных» доноров на общественную жизнь или СМИ остаются вне контроля. В результате было принято компромиссное Заключение, хотя ВК сочла закон слишком непропорциональной мерой борьбы с коррупцией и с угрозой терроризма, «дающей основания для беспокойства».
Часть повестки дня была посвящена вопросам сотрудничества с органами Совета Европы. Так, в рамках сотрудничества с Комитетом Министров были заслушаны краткие выступления постоянных представителей Великобритании и Армении в Совете Европы (планировавшееся выступление постоянного представителя России И. Д. Солтановского не состоялось). Бывший председатель ПАСЕ А. Брассер затронула вопрос о недоверии председателю ПАСЕ П. Аграмунту в связи с его известной поездкой в Сирию в сопровождении российских парламентариев. Член Комитета ПАСЕ по юридическим вопросам Ф. Мау рассказал о начавшемся расследовании действий представителей Азербайджана, которые незаконными методами якобы стремились добиться благоприятных для своей страны отзывов о положении с правами человека. Было также сообщено о решении ввести в отношении Турции постоянный мониторинг ПАСЕ в связи с продолжающимися нарушениями прав человека в этой стране.
Комиссия была проинформирована о реакции на свои заключения об уголовной ответственности судей в Молдавии, о поправках в органический (конституционный) закон Грузии о Конституционном Суде, о поправках в Конституцию Казахстана, о проекте закона о Конституционном Суде Украины. В частности, было отмечено, что законодатели Казахстана не учли рекомендаций ВК о равенстве права собственности для граждан и иностранцев.
Сессия заслушала сообщение вице–спикера Национального собрания Армении об учете рекомендаций ВК в ходе парламентских выборов 2 апреля 2017 г., а также приняла Заключение о проекте закона о Конституционном Суде Армении (в целом положительное). Был проведен обстоятельный обмен мнениями ВК по новой редакции Конституции Грузии. Было распространено послание президента Грузии Г. Маргвелашвили, в котором детально анализировались изменения, вносимые в конституционный строй Грузии. Заключение ВК по проекту новой редакции конституции Грузии является в целом положительным. В частности, констатируется, что «внедрение непрямой избирательной системы для выборов президента (вводимой с 2023 г.) в целом соответствует европейским стандартам». Рекомендуется понизить с 5 до 2–3 процентов порог проходимости партий в парламент.
Комиссия была также информирована о том, что в связи с угрозой закрытия Центрального Европейского университета в Будапеште (финансируемого фондом Сороса) и ряда других образовательных учреждений, властям Венгрии будет направлен проект заключения по закону о высшем образовании.
Из раздела «Разное» повестки дня ВК следует упомянуть утверждение вопросника по референдумам для предстоящего Доклада ВК по проведению референдумов. Вопросник будет разослан всем государствам - членам Комиссии, а также экспертному сообществу.
Следующая 112–я Пленарная Сессия ВК состоится 6–7 октября 2017 г.