Международная научная конференция «Управление системой образования на разных уровнях: вертикаль власти, трансфер полномочий и региональное сотрудничество»
14.11.2018
12 ноября 2018 г. в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» состоялась Международная научная конференция «Управление системой образования на разных уровнях: вертикаль власти, трансфер полномочий и региональное сотрудничество».
Участниками конференции стали не только российские ученые и эксперты в сфере образования, но и представители научного сообщества ведущих университетов Бельгии, Германии, США, Польши, ЮАР. Докладчики поделились своим видением решения проблем, связанных с выстраиванием системы управления образования, трансфером полномочий в сфере образования с одного уровня публичной власти на другой, усилением централизации управления, влиянием неправительственных организаций на принятие решений в образовательной сфере и др.
С докладами в пленарной сессии выступили: заведующая отделом социального законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук Н.В. Путило «Принцип многоуровневого управления системой образования: опыт реализации Закона об образовании от 2012 года»; заместитель заведующего отделом социального законодательства Института, кандидат юридических наук Н.С. Волкова «Практика и перспективы саморегулирования в сфере образования»; научный сотрудник отдела социального законодательства Института О.Ю. Еремина «Оценка эффективности органов управления образованием: федеральный, региональный и муниципальный уровень». Среди проблем, отмеченных сотрудниками Института, были: недостаточность научной проработки критериев отнесения тех или иных вопросов к категории «общие вопросы образования»; игнорирование органами государственной власти субъектов Российской Федерации предписаний федеральных законов о необходимости разработки на региональном уровне тех или иных актов; «размывание» зон ответственности органов власти различных уровней, являющееся следствием принятия одним уровнем власти актов, отнесенных к компетенции другого уровня; пренебрежение на уровне субъектов Российской Федерации практикой опубликования подзаконных актов, принятых органами управления в сфере образования; принятие на федеральном, региональном, муниципальном и локальном уровне актов, создающих административные барьеры при реализации участниками образовательных отношений своих прав или ущемляющих их права и законные интересы и др. Одним из решений данных проблем могла бы стать практика реального и своевременного реагирования контрольно-надзорных органов по результатам мониторинга соблюдения законодательства в сфере образования.