Зарегистрироваться
Версия для слабовидящих >

Институт Законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Российской Федерации

»
»

Директор

ХАБРИЕВА ТАЛИЯ ЯРУЛЛОВНА

Директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

Родилась в Казани. В 1980 г., окончив с отличием дневное отделение юридического факультета Казанского государственного университета, продолжила обучение в очной аспирантуре факультета.

Связь с возглавляемым Институтом началась в 1985 г. Именно здесь, тогда еще во Всесоюзном научно-исследовательском институте советского законодательства (ВНИИСЗ), в отделе теории законотворчества была завершена и прошла защиту кандидатская диссертация по теме «Телеологическое толкование советского закона: понятие, содержание, роль в юридической практике».

В 1985 г. начала преподавательскую работу на кафедре государственного и международного права юридического факультета Казанского государственного университета. В 1992 г. было присвоено ученое звание доцента.

Научную карьеру продолжила в Москве. В 1994 г. перешла в Институт государства и права Российской академии наук, проработав там до 2002 г. старшим научным сотрудником, ведущим научным сотрудником, заведующим сектором теории конституционного права, заместителем руководителя Центра публичного права, главным научным сотрудником. Там же в 1997 г. была защищена докторская диссертация «Толкование конституции: теория и практика».

В 1997 г. возобновляет преподавательскую деятельность на кафедре конституционного права Московского государственного института международных отношений МИД России. В 2000 г. ей присвоено ученое звание профессора.

В 1998 г. творческий и организаторский талант Т.Я. Хабриевой стали востребованы на государственной службе в должности статс-секретаря – заместителя Министра по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации. В 2001 г. присвоен чин действительного государственного советника Российской Федерации 2-го класса.

Однако жизненным приоритетом Т.Я. Хабриевой оставалась наука, и с ноября 2001 г. в соответствии распоряжением Правительства Российской Федерации - директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

Как крупный ученый в сфере фундаментальных проблем современного государства и права и организатор науки Т.Я. Хабриева была избрана в 2008 г. членом-корреспондентом, в 2011 г. – действительным членом (академиком) Российской академии наук, а в 2013 г. стала первой женщиной – вице-президентом Российской академии наук.

Тематика и глубина проводимых Т.Я. Хабриевой научных исследований послужили основой для ответственной работы с 2013 г. в качестве представителя Российской Федерации в Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии Совета Европы), члена ее Бюро и Научного совета.

Продолжая дело свих учителей - известных ученых-юристов В.В. Лазарева, А.С. Пиголкина, В.А. Туманова и В.Е. Чиркина, обозначила своим научным кредо разработку малоизученных и спорных проблем правоведения. Автор свыше 250 научных публикаций, учебников и учебных пособий.

Один из самых известных циклов ее работ посвящен теории конституции, ее толкования,  охраны и реформирования. На базе изучения конституционного опыта России и зарубежных стран ею создана новая концепция модели современной конституции и разработаны рекомендации по конституционно-правовому регулированию в условиях постиндустриального демократического общества, которые могут быть востребованы в практике конституционного строительства («Конституционный контроль» (1992), «Правовая охрана Конституции» (1995); «Толкование Конституции Российской Федерации: теория и практика» (1998); «Теория конституции» (2005; 2009, на болг. яз.); «Конституция Российской Федерации: от образа будущего к реальности (к 20-летию Основного Закона России)» (2013); «Конституционная реформа в современном мире» (2016)).

Значительна серия работ по исследованию и теоретическому обоснованию механизма государственной власти. Один из авторов и ответственный редактор первых монографических изданий, посвященных каждой из трех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной («Парламентское право России» (2003, 2006, 2013); «Правительство Российской Федерации» (2005); «Правосудие в современном мире» (2012; 2014, на англ. яз.)).

К этим исследованиям тесно примыкают работы, впервые раскрывающие цели, задачи и особенности проведения государственных реформ («Административная реформа в России» (2007); «Административная реформа в субъектах Российской Федерации» (2008); «Муниципальная реформа в Российской Федерации: правовое и экономическое исследование» (2010); «Реформа науки и образование: сравнительно-правовой и экономико-правовой анализ» (2014); «Административные процедуры и контроль в свете европейского опыта» (2011; 2012, на франц. яз.)).

Особое место в научном творчестве занимают исследования этно-правовых проблем современности. Ей принадлежат пионерские в юридической науке комплексные исследования форм самоопределения этносов («Национально-культурная автономия в Российской Федерации» (2003), «Современные проблемы самоопределения этносов: сравнительно-правовое исследование» (2010)).

Автор новаторских концептуальных разработок по проблемам правотворчества и толкования права («Телеологическое (целевое) толкование советского закона» (1988); «Организация законопроектной работы в системе федеральных органов исполнительной власти» (2006); «Юридическая техника» (2009)), развития систем права и законодательства, включая вопросы формирования в них новых элементов («Миграционное право России: теория и практика» (2008); «Арктическое право: концепция развития» (2014)). Под ее редакцией выходят в свет семь изданий фундаментального научного труда, посвященного концепциям развития российского законодательства («Концепции развития российского законодательства» (2004, 2005, 2010, 2011, 2013, 2014, 2015)).

Следующее направление научных интересов – взаимодействие экономики и права. В числе реализованных научных проектов – работы, посвященные инновационному развитию, правовому обеспечению интеллектуальных ресурсов России, экономическим основам интеграционных процессов («Право и инновационная деятельность» (2011); «Горизонты инновационной экономики в России: Право, институты, модели» (2010); «Интеллектуальные ресурсы нации и право. Научный доклад» (2009); «Международный финансовый центр в России: экономические проблемы и юридические решения» (2011); «Саммит АТЭС: правовые механизмы региональной интеграции» (2012); «Глобализация и интеграционные процессы в азиатско-тихоокеанском регионе (правовое и экономическое исследование)» (2014); «Шанхайская организация сотрудничества: новые приоритеты развития» (2015); «БРИКС: контуры многополярного мира» (2015)).

Большое внимание уделяется теоретическим и методологическим подходам к противодействию коррупции («Коррупция: природа, проявление, противодействие» (2012; 2014, на китайск. яз.); «Противодействие коррупции в субъектах Российской Федерации» (2014); «Проблемы совершенствования законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции и практики его применения» (2014); «Правовые механизмы имплементации антикоррупционных конвенций» (2012); «Противодействие коррупции: новые вызовы» (2016)).

Неизменно сохраняется внимание повышению теоретического уровня, разработке методологических основ и расширению круга тем сравнительно-правовых исследований. Под ее редакцией были осуществлены современные переводы конституций всех государств Азии и Америки. Опубликованные с комментариями известных российских ученых они стали заметным явлением в российской юридической науке («Конституции государств Америки. В трех томах» (2007); «Конституции государств Азии. В трех томах» (2010)).

Сохранения и развивая давние традиции Института выступать дискуссионной площадкой по актуальным научно-правовым проблемам, организовала проведение ежегодных крупных международных научных форумов — в 2006 г. - «Братусевских чтений», посвященных памяти великого отечественного цивилиста, директора Института Сергея Никитича Братуся; в 2011 г. - Международного конгресса сравнительного правоведения; в 2012 г. - Евразийского антикоррупционного форума (совместно со Счетной палатой Российской Федерации); в 2013 г. – Международного арктического форума (совместно с Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа).

С 2006 г. по ее инициативе и непосредственной организации после почти двадцатилетнего забвения возрождено проведение ежегодных научных форумов, обьединяющих самых авторитетных и только начинающих научную карьеру ученых в решении актуальных теоретических и практических проблем государственного и правового развития, в новом формате - Международной школы-практикума молодых ученых-юристов.

Используя большой научно-преподавательский опыт, свои знания она передает ученикам. При ее непосредственном научном руководстве и консультировании защищено 4 докторских диссертации и 9 диссертаций на соискание ученой степени кандидата юридических наук.

Член диссертационных советов по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора юридических наук при Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации и членом попечительского совета Казанского (Приволжского) федерального университета.

С 2007 г. – член Высшей аттестационной комиссии, ее Президиума.

Как известный ученый-теоретик, рассматривающий в комплексе проблемы современного правового регулирования, является востребованным экспертом в деятельности многих консультативных и совещательных органов: Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции; Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного управления и правосудия; Комиссии при Президенте Российской Федерации по государственным наградам; Комиссии по вопросам совершенствования законодательства и правоприменительной практики Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям; Экспертного совета при Управлении Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан; Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности, научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации и др.

В разное время также была членом Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации (2001-2004 гг.); Межведомственной комиссии Российской Федерации по делам Совета Европы (1999-2001 гг.) и др.

Ее участие в этих органах отмечено реализацией значимых государственных проектов. Как член Комиссии при Президенте Российской Федерации по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления она возглавляла в 2001-2003 г. рабочую группу по общим вопросам организации органов государственной власти и местного самоуправления, результатом деятельности которой стала подготовка концепции разграничения полномочий между уровнями публичной власти, раскрывающей доктринальные основы федеративной реформы, направленной на устранение вертикальной разбалансированности исполнительной власти, финансово-бюджетной зависимости местного самоуправления, неопределенности в разграничении полномочий государственных и муниципальных органов и их ответственности перед населением. Основные положения этой концепции после их одобрения в мае 2002 г. Президентом России В.В. Путиным были изложены в подготовленных рабочей группой проектах, а в последствии принятых федеральных законах от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Обеспечивая научно-правовое сопровождение административной реформы в составе Правительственной комиссии по проведению административной реформы, под ее руководством был проведен анализ функций органов исполнительной власти с целью выявления их дублирования, избыточности либо пробелов. В представленном в Правительство России в ноябре 2002 г. аналитическом докладе были сформулированы предложения по гармонизации разграничения полномочий органов исполнительной власти и совершенствованию порядка их взаимодействия, использованные Президентом и Правительством Российской Федерации в 2004 г. при установлении новой системы федеральных органов исполнительной власти, в которой федеральные министерства были сконцентрированы в основном на вопросах определения государственной политики и нормотворчества, федеральные службы — на функциях контроля и надзора; федеральные агентства — на оказании государственных услуг и управлении государственным имуществом. В то же время были также были подготовлены предложения по реформированию государственной службы, административных процедур, обеспечению открытости деятельности органов исполнительной власти, внедрению механизмов саморегулирования, совершенствованию стандартов организации и оказания государственных услуг, противодействию коррупции, дебюрократизации экономики и устранению излишних административных барьеров.

Координируя научное и учебно-методическое обеспечение противодействия коррупции в составе Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции при ее активном творческом участии разработаны различные методические рекомендации, образовательные программы, а также учебные пособия и монографии, проведен ряд научно-организационных мероприятий в сфере противодействия коррупции. В сентябре 2012 г. были завершены региональные исследования программ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации и представлены в Совет по противодействию коррупции при Президенте России в форме аналитического доклада «Анализ практики реализации программ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации», который был одобрен на заседании Совета и разослан для использования высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации. На Третьем Евразийском антикоррупционном форуме в апреле 2014 г. была одобрена разработанная Институтом концепция Программы международного научного мониторинга проявлений коррупции, в которой обобщаются интегральные оценки, композитные и другие индексы оценки уровня проявления коррупции.

Активно развивая международные научные связи, участвует в реализации проектов с зарубежными научными и образовательными центрами, международными организациями.
В 2003 г. приглашена на должность профессора факультета права Университета Париж-I Пантеон-Сорбонна (Франция), неоднократно выступала с лекциями в Университете имени Климента Охридского (София, Болгария).

Как член экспертного совета Всемирной организации «Объединенные города и местные власти» координировала в 2006 – 2007 г. научные исследования развития местного управления в государствах Евразии. Материалы по вопросам территориальной и функциональной организации местного самоуправления, механизмам делегирования полномочий от центральных властей к местным, проблемам освоения средств бюджетного финансирования и др. были включены в отдельную главу Первого Всемирного доклада «О децентрализации и демократии на местах», опубликованного под эгидой ООН (Decentralization and local democracy in the world. First UCLG Global Report. Barcelona, 2008).

С 2008 г. входит в Научный совет Фонда континентального права при Министерстве юстиции Франции, созданного для сохранения континентальных традиций и ценностей права.
В том же году избрана членом-корреспондентом Международной академии сравнительного права, одного из старейших и самых авторитетных международных объединений юристов.
Является постоянным участником крупных международных конгрессов, в том числе Петербургского международного экономического форума, Петербургского международного юридического форума, Байкальского международного экономического форума, Гайдаровского форума,  научных конференций в Германии, Франции, Италии, Испании, Китае, Казахстане, других странах ближнего и дальнего зарубежья.

Научно-организационные способности Т.Я. Хабриевой многие годы проявляются на должностях главного редактора «Журнала российского права», «Журнала зарубежного законодательства и сравнительного правоведения», члена редколлегии журнала «Государство и право».

Разносторонняя творческая и государственная деятельность Т.Я. Хабриевой отмечена многими государственными и ведомственными наградами: орденами «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, орденом Александра Невского, орденом Почета, орденом Дружбы, медалью «В память 1000-летия Казани», почетными званиями «Заслуженный юрист Российской Федерации» и «Заслуженный юрист Республики Татарстан», почетным знаком «Совет Безопасности Российской Федерации», почетными грамотами Правительства Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Счетной палаты Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, нагрудным знаком «Почетный работник юстиции» (Минюст России), медалями А.Ф. Кони (Минюст России), «За отличие» и «За содействие» (Следственный комитет Российской Федерации), другими ведомственными наградами, почетными грамотами и благодарностями высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, Почетным знаком Института государства и права им. В.М. Корецкого Национальной академии наук Украины, дипломом Лауреата премии им. В.А. Туманова (Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Ассоциация юристов России), Золотой медалью имени М.М. Сперанского (РАН) и др.

 

Приемная: 8 (495) 719-70-00, тел/факс 8 (495) 719-73-02

e-mail: office@izak.ru