Совещание по вопросу законодательного обеспечения развития Арктической зоны Российской Федерации

19.09.2019

Сотрудники Института 19 сентября 2019 года по приглашению Председателя Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Н.М. Харитонова приняли участие в совещании по вопросу законодательного обеспечения развития Арктической зоны Российской Федерации



Совещание провел заместитель председателя Комитета Владимир Пушкарев. Участие в нем приняли члены Комитета Сергей Коткин, Валентина Рудченко и Татьяна Гоголева, а также представители Министерства по развитию Дальнего востока и Арктики, министерства финансов и других федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Арктическую зону. Участники совещания обсудили вопросы и предложения по правовому регулированию государственной поддержки предпринимательской деятельности в Арктике, экспертно-аналитическому исследованию по теме «Основные направления совершенствования правового регулирования освоения и развития Арктической зоны Российской Федерации, а также проект Указа Президента Российской Федерации «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года».

В ходе выступлений было обращено внимание на необходимость серьезной доработки законопроекта «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации», участники совещания отметили, что совершенствование законодательства в этой сфере требует особого подхода к социально-экономическому развитию макрорегиона и должно предусматривать механизмы для обеспечения комплексного развития Арктической зоны.


В своем выступлении ведущий научный сотрудник Института, к.ю.н. Владимир Емельянцев доложил о ходе выполнения научно-исследовательских работ, которые проводит Институт по вопросам правового обеспечения освоения и развития Арктической зоны Российской Федерации. Отвечая на вопрос о судьбе законопроектов о регулировании отношений в Арктике, которые были ранее предложены субъектами законодательной инициативы, Владимир Емельянцев отметил, что основная критика в адрес таких инициатив сводилась к тому, что в одном законодательном акте сложно учесть запросные ожидания всех заинтересованных сторон. Их количество обусловлено многочисленными особенностями уклада жизни и хозяйственной деятельности в арктических субъектах. Предложения об их унификации и стандартизации по известным экономическим или правовым моделям создают больше рисков или проблем, чем позволяют разрешить уже известные. В свою очередь, в отношении законопроекта разработанного Минвостокразвития, Институт подготовил заключение в рамках научно-правового обеспечения деятельности Правительства Российской Федерации, в котором обратил внимание на существующие недостатки законопроекта и возможные риски для заинтересованных субъектов правоотношений, в частности на избыточное делегировании полномочий на ведомственный уровень, на преобладание административного регулирования экономической деятельности, в том числе на сухопутных территориях российской Арктики, и создании преференций для субъектов предпринимательской деятельности за счет сокращения их платежей в бюджеты различных уровней и др. 


Ведущий научный сотрудник Института, к.ю.н. Наталья Хлуденева обратила внимание на недостатки разработанного Минвостокразвития проекта Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года – документа стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, призванного определить цели, основные направления, задачи и механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике на ближайшее десятилетие. Она отметила, что заявленные в проекте Основ цели и задачи государственной политики в Арктике не подкреплены соответствующими механизмами реализации, в том числе финансовыми. Неясно, например, какие из предложенных инструментов (их всего четыре: 1) разработка и реализация стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации; 2) актуализация государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» и иных программ; 3) приведение в соответствие с Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года документов стратегического планирования, разработанных на региональном и муниципальном уровнях; 4) создание единой информационно-аналитической системы управления социально-экономическим развитием Арктической зоны Российской Федерации) позволят достичь таких амбициозных результатов как: устойчивое развитие Арктической зоны Российской Федерации, высокий уровень жизни населения, опережающий экономический рост территорий и др. По мнению Н. Хлуденевой, разработке и принятию новых Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике должна предшествовать объективная оценка результатов реализации Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года. 


Зав. Центром публично-правовых исследований, д.ю.н. Людмила Андриченко в своем выступлении предложила авторам Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года согласовать нормы этого документа с уже принятыми органами государственной власти Российской Федерации документами стратегического планирования в области государственной миграционной политики, устойчивого социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера, образования, здравоохранения, занятости, а также определить источники ресурсного обеспечения для достижения индикативных показателей, заявленных в проекте документа.






Дополнительная информация о ходе совещания размещена по адресу http://komitet2-1.km.duma.gov.ru/Novosti-Komiteta/item/20003799



 

Контактная информация

Здание на ст. м. «Чистые Пруды» 107078 Москва,
Б. Харитоньевский пер., д. 22-24, стр. 1А, 1БВ

Здание на ст. м. «Академическая» 117218 Москва,
ул. Б.Черемушкинская, д.34

+7 (495) 719-70-00

+7 (499) 724-11-59


Вход

Забыли пароль?